Поскольку сталкиваюсь не только с внедрением KPI, но и OKR, часто возникает путаница или подмена понятий. Для тех, кто занимается внедрением KPI, или кому поставлена такая задача, возможно, будет полезен опыт, полученный из разных компаний, в том числе, чего делать не следует)
Что мы знаем о KPI? То, что цели ставят многие компании, и много про это говорят, но на практике, многие сталкиваются с полным отсутствием, как это можно сделать правильно и корректно. Для начала необходимо разобраться с несколькими базовыми, но важными понятиями из этого процесса:
- Как руководство компании видит для себя этот процесс? Что ожидается получить в качестве результата? Например, многие ограничиваются только финансовыми показателями, которые и ставят, в основном, отделам продаж. На мой взгляд, полноценной системой это не назовешь, и процесс измеряется только финансово. Если же руководство хочет видеть, как можно оценивать процессы не только через финансовые показатели, то возможно внедрять полноценную систему KPI.
- Какую систему KPI предполагается ставить? Управление по целям, или по Системе сбалансированных показателей. И тот и другой метод активно используется в бизнесе, но, учитывая, что мы живем в эпоху клиентоцентированности, актуальнее, на мой взгляд, становится Система сбалансированных показателей, которая позволяет ставить цели через призму 4 главных критериев: ДОХОДЫ, КЛИЕНТЫ, ПРОЦЕССЫ, РОСТ и РАЗВИТИЕ. Управление по целям предполагает постановку функциональных целей по каждому направлению в компании. Об этом важно договориться и определиться перед запуском системы.
- Кого руководство видит ответственным за данный процесс? Если все возлагается на HR, включая постановку целей всем сотрудникам компании, то вряд ли получится что-то серьезное. Изначально, постановка KPI должна рассматриваться как разделенная ответственность между всеми руководителями и Службой по управлению персоналом.
- Насколько процессы в компании имеют доказательную аналитику? Иными словами, если предполагается постановка KPI на всех сотрудников, то в основе целей будут, скорее всего, лежать задачи, связанные с развитием или повышением эффективности работы существующих процессов. А для этого, процессы должны быть измеримыми, иначе KPI сотрудников просто будет невозможно проверить.
- Как будет осуществляться сбор и анализ по формам сотрудников? Если компания небольшая, то вести формы в Excel еще допустимо, но уже даже с численностью сотрудников в 40-50 человек, отслеживать весь процесс вручную будет достаточно сложно. Подумайте заранее, в какой программе будет лучше сразу заносить электронные формы, с которыми можно будет работать на уровне показателей и готовить аналитику для руководства
О том, что нужно делать дальше, читайте во Второй части про то, как работает KPI в компании: Читать следующую статью